Top.Mail.Ru
0%

1689
Tabula Rasa - публикация «Опыта о человеческом разумении» Локка

1689 год стал важной вехой в истории философии благодаря публикации «Опыта о человеческом разумении» («An Essay Concerning Human Understanding»Джона Локка. Этот труд не только заложил основы эмпиризма в европейской мысли, но и радикально изменил представления о природе человеческого познания.

«Опыт о человеческом разумении» был написан Локком в период его пребывания в Голландии (1683–1688), куда он бежал из-за политических преследований после «Заговора Райхауса» (Rye House Plot) в Англии. Окончательная редакция была завершена уже после «Славной революции» (1688), в которой Локк поддерживал свержение Якова II и приход к власти Вильгельма Оранского. Книга вышла в Лондоне в декабре 1689 года (хотя на титуле указан 1690 год) и быстро стала одним из ключевых текстов эпохи Просвещения.

Центральный тезис Локка заключается в отрицании врождённых идей, которые до него отстаивали Рене Декарт и платоники. Вместо этого Локк утверждал, что человеческий разум при рождении — это «чистая доска» (tabula rasa), а всё знание формируется через опыт.

Он разделял опыт на два вида:

  • Внешний (ощущения), получаемый через органы чувств;

  • Внутренний (рефлексия), возникающий при осмыслении собственной умственной деятельности.

Эта концепция напрямую противостояла картезианскому рационализму, где разум считался источником априорных истин. Локк доказывал, что даже абстрактные понятия (например, математика или мораль) формируются на основе чувственного восприятия.

Политический подтекст

«Опыт о человеческом разумении» не был чисто философским трудом — он имел и политическое значение. Отрицание врождённых идей подрывало доктрину божественного права королей, которую использовали для оправдания абсолютизма. Локк утверждал, что знание и мораль формируются средой, а значит, общество может и должно совершенствоваться через образование и законы. Эти идеи легли в основу его более позднего труда — «Двух трактатов о правлении» (1689), где он обосновал теорию естественных прав и общественного договора.


Таким образом, публикация «Опыта о человеческом разумении» в 1689 году не только утвердила эмпиризм как ведущее направление философии, но и заложила основы для современных теорий познания, образования и политической свободы.



Комментарии (0)