0%

1905

Мэри Уитон Калкинc стала первой женщиной-президентом Американской психологической ассоциации

В истории психологии имя Мэри Уитон Калкинс (Mary Whiton Calkins) занимает особое место как символ научной доблести и преодоления гендерных барьеров. Её избрание на пост президента Американской психологической ассоциации (АРА) в 1905 году стало не только личным триумфом, но и вехой для всей науки, ознаменовавшей признание выдающихся заслуг женщины-учёного в эпоху, когда академический мир был практически полностью закрыт для них.

Научный путь Калкинс начался в колледже Смита, а позднее продолжился в Уэлсли-колледже, где она стала преподавателем греческого языка. Именно здесь, по инициативе руководства колледжа, желавшего ввести в программу курс новой на тот момент экспериментальной психологии, её судьба круто изменилась. Для подготовки к этой роле Калкинс была направлена на стажировку к ведущим психологам своего времени. Несмотря на первоначальное сопротивление Гарвардского университета, допускавшего женщин лишь в качестве «гостей», ей удалось заниматься под руководством Уильяма Джеймса, чьи лекции она называла откровением, и Хьюго Мюнстерберга.

Именно в лаборатории Мюнстерберга в Гарварде Калкинс провела свои новаторские исследования в области памяти. Она разработала революционный для того времени метод парных ассоциаций, в котором испытуемым предъявлялись пары стимулов (например, слово и цифра, или цвет и число), а затем проверялось, насколько хорошо вспоминается один элемент пары при предъявлении другого. Эти тщательные эксперименты привели её к формулированию важных законов ассоциаций, касающихся влияния частоты, новизны, vividness (яркости) и первичности запоминаемого материала. Её работа по памяти получила высокое признание и считается классической.

Несмотря на блестяще защищённую в 1896 году диссертацию и восторженные отзывы экзаменаторов, в числе которых были Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет отказался присвоить Калкинс докторскую степень исключительно по гендерному признаку. Это решение стало одним из самых известных случаев академической несправедливости. И Уильям Джеймс, и Хьюго Мюнстерберг открыто заявляли, что её работа не уступает, а по многим параметрам превосходит диссертации их коллег-мужчин, получивших степень.

Вернувшись в Уэлсли-колледж, Калкинс основала одну из первых в США психологических лабораторий и продолжила активную научную деятельность. Её интересы расширились от экспериментальной психологии до философии и, что особенно важно, до разработки собственной психологической теории. Калкинс выступала против атомизма структуралистов и бихевиоризма, который только зарождался. Она разработала «психологию самости» (self-psychology), в которой центральное место занимало понятие «Я» (self) как фундаментальная и неразрывная единица психической жизни. Она настаивала на том, что психология должна изучать целостную личность, действующую в контексте социальных отношений, а не отдельные элементы сознания или поведения.

Её авторитет как учёного, весомый вклад в экспериментальную психологию и оригинальность теоретических взглядов были настолько неоспоримы, что в 1905 году она была избрана первой женщиной-президентом Американской психологической ассоциации. Этот факт был публичным признанием её заслуг со стороны профессионального сообщества, в значительной степени мужского. Спустя три года она также стала первой женщиной-президентом Американской философской ассоциации.

Наследие Мэри Калкинс многогранно. Она не только проложила путь для будущих поколений женщин в науке, но и внесла значительный вклад в методологию изучения памяти и развитие персонологической и гуманистической традиций в психологии, предвосхитив более поздние теории. Её жизнь остаётся напоминанием о интеллектуальной силе и настойчивости, способных бросить вызов любым социальным ограничениям.

Рейтинг:


Комментарии (0)