Top.Mail.Ru

Афоризмы [3] Энциклопедия [496]
Конференции [4] История психологии [27]

ок. -900-700

Гомер впервые упоминает слово psyche в поэме "Илиада"

В IX—VIII вв. до н. э Гомер в своей эпической поэме «Илиада» впервые использует слово ψυχή (psyche), которое впоследствии станет ключевым для западной философии и психологии. Однако в гомеровском контексте это понятие существенно отличается от более поздних трактовок.

Подробнее →
ок. -600

Пифагор определял душу как "смешение и сочетание противоположностей, основанное на числовых соотношениях"

Пифагор Самосский (ок. 570–495 до н. э.) — одна из ключевых фигур античной философии и математики. Его учение о душе как гармонии числовых соотношений остается предметом дискуссий среди историков философии и науки. В основе пифагорейского понимания души лежит представление о гармонии — сочетании противоположных начал, упорядоченных числовыми закономерностями. Согласно Пифагору, душа не принадлежит полностью материальному миру, а существует по своим законам, стремясь к совершенству.

Подробнее →
ок. -460–370

Демокрит рассматривает душу как совокупность огненных атомов

Демокрит утверждал, что весь мир состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты. Эта концепция распространялась и на душу, которую он рассматривал как совокупность особых, огненных атомов, наиболее подвижных и тонких. По его мнению, именно эти атомы обеспечивают мышление, ощущения и эмоции. Когда тело умирает, атомы души рассеиваются, что исключает представление о бессмертной душе — радикальный взгляд для античной эпохи.

Подробнее →
ок. -540–480

Гераклит Эфесский описал огненную природу души и принцип Логоса

Гераклит Эфесский (ок. 540–480 до н. э.), известный как «Тёмный» за свою загадочную манеру изложения, совершил революционный переворот в античной психологии, впервые связав природу души (психеи) с огнём как первоначалом и введя идею Логоса – универсального закона, управляющего всеми изменениями. Его учение, сохранившееся в более чем 100 фрагментах, представляет собой важнейший этап в развитии представлений о психике как динамическом процессе.

Подробнее →
ок. -470–399

Сократ создаёт метод диалога (майевтика) и утверждает принцип «Я знаю, что ничего не знаю»

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) — одна из ключевых фигур в истории философии и протопсихологии. Центральным в учении Сократа был метод диалога (майевтика), который он использовал для исследования истины. В отличие от софистов, обучавших риторике, Сократ стремился к познанию внутреннего мира человека.

Подробнее →
ок. -360

Платон рассуждает в диалогах «Федон», «Государство» и «Федр» о душе

Платон (428/427–348/347 до н. э.) — один из ключевых философов античности, чьи идеи заложили основы не только философии, но и ранних психологических концепций. В диалогах «Федон», «Государство» и «Федр» Платон развивает представление о душе как о бессмертной субстанции, существующей независимо от тела. В отличие от материалистических взглядов Демокрита, Платон утверждал, что душа имеет идеальную природу и связана с миром вечных идей.

Подробнее →
ок. -334

Аристотель публикует трактат «О душе»

Около 334 года до н. э. Аристотель создал один из фундаментальных трудов по психологии и философии — трактат «О душе» (Περὶ Ψυχῆς, De Anima). В этом сочинении он впервые систематически изложил идею о неразрывной связи души и живого тела, отвергая представления о душе как о самостоятельной субстанции, способной существовать отдельно от материи.

Подробнее →
ок. -300

Составление «Хуанди Нэйцзин»: древнекитайского медицинского канона о гармонии тела и духа

Около 300 года до н. э. в Китае началось составление одного из самых значимых медицинских трактатов древности — «Хуанди Нэйцзин» («Канон Жёлтого Императора о внутреннем»). Этот труд, приписываемый легендарному императору Хуан-ди, стал фундаментом традиционной китайской медицины (ТКМ) и сохраняет влияние до наших дней.

Подробнее →
ок. -624 – 546

Фалес Милетский утверждал, что «всё происходит из воды»

Фалес Милетский (ок. 624–546 до н. э.) — первый известный философ, которого называют родоначальником не только античной философии, но и предтечей научного подхода к изучению психики. Фалес утверждал, что «всё происходит из воды», имея в виду не просто жидкость, а первоматерию, из которой состоит мир. Это была первая попытка найти единую основу мироздания, что позже повлияло на представления о душе. Аристотель в «Метафизике» (I, 3, 983b) указывал, что Фалес считал душу («психею») движущим началом, сравнивая её с магнитом, который «имеет душу, так как движет железо».

Подробнее →
ок. -585–525

Анаксимен Милетский предложил воздух как первоначало и связывал душу с движением и изменением материи

Анаксимен Милетский (ок. 585–525 до н. э.), младший современник Анаксимандра и последний из великих милетских философов, завершил формирование натурфилософской традиции Милетской школы, предложив воздух (пневму) в качестве первоосновы всего сущего. Его учение, сохранившееся во фрагментарных свидетельствах, представляет собой важный этап в развитии античных представлений о душе и психических процессах.

Подробнее →
ок. -400

Гиппократ предложил гуморальную теорию меланхолии

В около 400 году до н. э. древнегреческий врач Гиппократ, работавший на острове Кос, предложил одну из первых в истории медицины биологических концепций депрессии, которую тогда называли меланхолией. Согласно его учению, причиной этого состояния был избыток чёрной желчи (μελας χολη — melas chole), одной из четырёх основных жидкостей организма, или гуморов.

Подробнее →
ок. -610–546

Анаксимандр выдвигает концепцию «апейрона» (беспредельного)

Анаксимандр Милетский (ок. 610–546 до н. э.), ученик Фалеса, сделал следующий шаг в развитии античной мысли, предложив идею «апейрона» (беспредельного) как первоначала всего сущего. В отличие от Фалеса, который связывал основу мира с конкретной стихией (водой), Анаксимандр ввёл абстрактную категорию, что стало важным переходом к более сложным теориям души и сознания.

Подробнее →
ок. -500

Будда Шакьямуни заложил идеи буддизма, описал неведенье как причину страданий и способ преодоления - Благородный восьмеричный путь

Сиддхартха Гаутама основал психотерапевтические практики буддизма, основанные на принципе, согласно которому причиной душевных страданий является неведение, симптомами неведения являются привязанность и жажда, а избавиться от привязанности и жажды можно, следуя Благородному восьмеричному пути.

Подробнее →
1025

Авиценна описал галлюцинации, бессонницу, маниакальное состояние, кошмары, меланхолию, слабоумие, эпилепсию, паралич, инсульт и т.д.

В «Каноне врачебной науки» Авиценна описал ряд заболеваний, в том числе галлюцинации, бессонницу, маниакальное состояние, кошмары, меланхолию, слабоумие, эпилепсию, паралич, инсульт, головокружение и тремор.

Подробнее →
1883

Публикация «Компендиум психиатрии» Крепелина

Эмиль Крепелин публикует «Компендиум психиатрии».

Подробнее →
1861

Открытие зоны Брока

Поль Брока открыл область в левом полушарии головного мозга, которая важна для воспроизведения речи и теперь известна как зона Брока, положив начало нейропсихологии.

Подробнее →
1689

Tabula Rasa - публикация «Опыта о человеческом разумении» Локка

Джон Локк опубликовал «Опыт о человеческом разумении», в котором утверждается, что человеческий разум при рождении подобен «чистой доске»

Подробнее →
ок. 1800

Краниоскопия и возникновение френологии

Франц Йозеф Галль разработал краниоскопию — метод измерения черепа для определения психологических особенностей, который позже был переименован в френологию; в настоящее время этот метод дискредитирован

Подробнее →
1946

Первое издание «Скажи жизни „да“. Психолог в концентрационном лагере» Франкла

Впервые опубликована книга Виктора Франкла Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager («Психолог в концентрационном лагере»), в котором представил экзистенциальный анализ своего опыта, полученного во время Холокоста, и обзор своей системы экзистенциального анализа под названием логотерапия.

Подробнее →
423–529

Основание больниц в Кафизме для больных, престарелых и душевнобольных

Феодосий Великий (Киновиарх) основал монастырь в Кафизме, недалеко от Вифлеема. Рядом с монастырём были построены три больницы: одна для больных, одна для престарелых и одна для душевнобольных.

Подробнее →
1952

Первое Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM)

Американской психиатрической ассоциацией (APA) было опубликовано Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM), положившее начало современной классификации психических заболеваний; оно пересматривалось в 1968, 1980-7, 1994, 2000 и 2013 годах.

Подробнее →
1951

Публикация Роджерсом труда «Клиент-центрированная терапия»

Карл Роджерс публикует свой главный труд «Клиент-центрированная терапия».

Подробнее →
1950

Теория об этапах психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон опубликовал «Детство и общество», в которой представил свою теорию об этапах психосоциального развития и концепцию кризиса идентичности.

Подробнее →
1710

Опубликован «Трактат о принципах человеческого знания»

Джордж Беркли публикует «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждается, что внешний мир состоит исключительно из идей

Подробнее →
1886

Опубликован первый американский учебник по психологии

Джон Дьюи опубликовал первый американский учебник по психологии под названием «Психология».

Подробнее →
ок. 805

Первая больница в Багдаде

В Багдаде был построен первый бимаристан. К XIII веку бимаристан превратился в больницу со специализированными отделениями, в том числе для душевнобольных.

Подробнее →
-1550

Первое упоминание депрессии и расстройств мышления

в папирусе Эберса упоминаются депрессия и расстройства мышления.

Подробнее →

Международная научно-практическая конференция по экологической психологии: Экологичность взаимодействий человека с окружающей средой

Описание:

Продолжая традицию Российских конференций по экологической психологии (данная конференция будет юбилейной – 10-й), лаборатория экопсихологии развития и психодидактики ФНЦ ПМИ (ранее – Психологический институт РАО) приглашает участников конференции к обсуждению теоретических подходов, эмпирических исследований и практических решений по психологическим проблемам взаимодействий человека с природной, образовательной, пространственной, цифровой и другими видами окружающей среды. Организатор обращают внимание, что основные темы конференции являются предварительными и могут быть изменены по их усмотрению.

Подача доклада до: 05.09.2025

Секции:

  • Экопсихология развития в контексте устойчивого развития: теория, эмпирика, практика
  • Когнитивное, коммуникативное и личностное развитие человека в системе взаимодействий «человек – среда (внешняя, внутренняя)»
  • Экологичность поведения человека в субъект-средовых взаимодействиях с природной, пространственной, образовательной, цифровой и другими видами среды и ее субъектами
  • Психологические аспекты обучения и воспитания в контексте Образования в интересах устойчивого развития
  • Реабилитационные ресурсы средовых факторов, условий и технологий
  • Актуальные проблемы климатической психологии
  • Цифровая среда: перспективы и риски
  • Экологичность поведения человека в субъект-средовых взаимодействиях с природной, пространственной, образовательной, цифровой и другими видами среды и ее субъектами — 30 лет лаборатории экопсихологии развития
  • Круглый стол: российско-китайские исследования взаимодействий человека с природной и социальной средой
  • Круглый стол: природа как личностный ресурс

Регистрация: Нужно подать заявку

Формат: Смешанный формат (очно/онлайн)

Информация о наличии сертификата: Зарегистрированные участники получат сертификат

Организатор: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ)

Партнеры:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Российское психологическое общество

Стоимость участия: Участие в конференции бесплатное. Организационный взнос не предусмотрен. Оплата проезда, проживания осуществляется участниками конференции самостоятельно.

Контакты:

Организационный комитет

  • Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая улица, 9к4, ФНЦ ПМИ
  • E-mail: konf.ecopsy@mail.ru
  • Telegram канал конференции:   https://t.me/ecopsyconf ;  @ecopsyconf

Место проведения: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.;

Дата проведения: 07.10.2025 — 08.10.2025

Конференции
117
24.06.2025
izwjagin
0

VI Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»

Описание: 13-14 ноября 2025 года Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) проводит VI Международную научно-практическую конференцию «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2025). Цель конференции – обсуждение ключевых вопросов современной цифровой эпохи.

На Конференции будут рассмотрены:
Перспективные направления междисциплинарного анализа – Как эффективно использовать цифровые инструменты и модели в гуманитарном образовании?
Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения – Какие вызовы и возможности таит в себе дистанционное образование?
Инклюзивное образование в цифровой среде – Как создать благоприятную информационно-образовательную среду для обучающихся с особыми образовательными потребностями?
Интернет как поле общения – Особенности и риски онлайн-взаимодействия для разных возрастных групп и методы профилактики негативных явлений.

Регистрация для слушателей открыта до 11 ноября 2025 года .

Место проведения: онлайн

Дата проведения: 13 - 14 ноября 2025

Конференции
129
06.06.2025
izwjagin
0

Всероссийский форум молодых учёных «Полюс»

Описание: С 30 сентября по 3 октября в Архангельске состоится Всероссийский форум молодых учёных «Полюс». Форум организован платформой Росмолодёжь.Форумы в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Он объединит 400 талантливых исследователей со всей страны.

Центральной темой Форума станет использование искусственного интеллекта в научных исследованиях. Именно ИИ сегодня является ключевым драйвером научных открытий, предоставляя беспрецедентные возможности для анализа данных, моделирования сложных процессов и ускорения исследовательского цикла. Участники «Полюса» получат уникальную возможность обсудить передовые практики применения ИИ в различных областях науки, обменяться опытом и заложить основы для будущих прорывных проектов.

Форум также станет площадкой для обсуждения других актуальных направлений, таких как будущее междисциплинарных исследований, принципы устойчивого развития и новые форматы научной коммуникации. Формат стратегического прогнозирования, образовательные площадки и встречи с экспертами из технологических компаний и органов власти создадут благоприятную среду для обмена знаниями и формирования перспективных коллаборации. «Полюс» предложит три тематические смены, каждая из которых ориентирована на определённую целевую аудиторию:


  • «Популяризаторы» — для тех, кто стремится донести научные достижения до широкой аудитории. Участники смены создадут научно-популярные фильмы и контент, продвигая российскую науку.
  • «Исследователи» — станет платформой для решения практических задач наукоёмких отраслей, способствуя формированию научных групп и генерации новых идей.
  • «Первые» — для молодых активистов Движения Первых, которые смогут познакомиться с основами научных исследований и развить свои навыки.


Программа Форума включает образовательную и внеучебную части, посвящённые приоритетным направлениям научно-технологического развития России и значимым историческим датам. Гостей ждут интерактивные форматы, встречи с ветеранами и участниками специальной военной операции, а также культурные мероприятия.

Для участия в Форуме нужно зарегистрироваться до 31 июля.

Место проведения: Россия, Архангельск

Дата проведения: 30 сентября по 3 октября 2025

Конференции
101
06.06.2025
izwjagin
0

19-й Санкт‑Петербургский Саммит психологов

Описание: 1–4 июня 2025 года запланирован 19-й Санкт‑Петербургский Саммит психологов.

Место проведения 1 июня: Конференц‑комплекс отеля «Санкт‑Петербург», Пироговская наб., 5/2 (м. «Площадь Ленина»).
Место проведения 2–4 июня: Институт практической психологии «Иматон», 10‑я линия Васильевского острова, д. 59 (м. «Василеостровская», «Спортивная‑2»).

Тематика: все сферы практической психологии: образование, здравоохранение, социальная сфера, бизнес.

Формат: основная программа в аудиторном формате, личное присутствие участников, а также ряд онлайн-мероприятий и открытые трансляции.

Аудиторный оргвзнос:
до 31 марта – 15200 руб
c 1 по 30 апреля – 16800 руб
c 1 по 31 мая – 20000 руб
c 1 по 1 июня – 22000 руб
Онлайн оргвзнос:
7800 руб

Организатор: ООО «Психологическая газета».
Контакты: e-mail: psy@psy.su, телефоны: +7 (904) 636-50-42, +7 (981) 854-70-25. 14

Место проведения: Россия, Санкт‑Петербург

Дата проведения: 1–4 июня 2025 года

Конференции
330
01.04.2025
izwjagin
0

Эндрю Соломон

Автор: Эндрю Соломон

Афоризм: Печаль, это депрессия, соразмерная обстоятельствам, депрессия – это печаль, несоразмерная им

Источник: Демон полуденный: Анатомия депрессии

Афоризмы
27
17.03.2025
izwjagin
0

Энтопические явления

Определение: видение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево).

Энциклопедия
349
10.08.2014
izwjagin
0

Энтасис

Определение: небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

Энциклопедия
240
10.08.2014
izwjagin
0

Экстероцептивное поле

Определение: совокупность рецепторов и органов чувств, расположенных на наружной поверхности тела. Э. п. включает зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные рецепторы.

Энциклопедия
226
10.08.2014
izwjagin
0

Экстеро(ре)цепторы

Определение: рецепторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и др., получающие раздражения из внешнего мира, в отличие от интеро- и проприорецепторов, реагирующих на изменения, происходящие внутри организма. Делятся на контактные и дистантные. См. Классификации ощущений, Контактные рецепторы, Рецепторы.

Энциклопедия
232
10.08.2014
izwjagin
0

Эбнея эффект

Определение: кажущаяся динамика пространственного распределения яркости при резком включении и выключении освещения однородного поля достаточно большого размера (несколько угл. град по длине и ширине). При включении освещения кажется, что свет сначала появляется в центре поля, а затем перемещается к его краям. При выключении переживается обратная динамика (сначала исчезает ощущение на краях, затем в центре). Не путать с законом Эбнея (см. Эбнея закон). (Б. М.)

Энциклопедия
241
10.08.2014
izwjagin
0

Эбнея закон

Определение: экспериментально установленное правило: яркости отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются. См. Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов. Не путать с эффектом Эбнея (см. Эбнея эффект).

Энциклопедия
257
10.08.2014
izwjagin
0

Шум

Определение: 1. Звук с частотно непрерывным спектром (см. Спектр звуковой). В отличие от звуков с гармонической структурой, в слуховом восприятии Ш. высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. Дифференцированному восприятию Ш. способствует различное распределение интенсивности спектра вдоль частотной оси и индивидуальность временных характеристик.
К Ш. относят грохот, треск, шорох, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных инструментов и т. д. Между Ш. и интонированными звуками существует много промежуточных и смешанных звуков (напр., жужжание, журчание, гласные звуки речи).
Многочисленные экспериментальные исследования установили отрицат. влияние длительного воздействия Ш. Напр., обнаружена обратно пропорциональная зависимость между уровнем городского Ш. и школьной успеваемостью детей. Ш. с уровнем 75 дБ приводит к снижению слуховой чувствительности, повышению артериального давления; высокочастотные Ш. с уровнем 80 дБ — к значительному изменению артериального давления, быстрому утомлению, снижению работоспособности. Длительное воздействие такого Ш. м. б. причиной тугоухости, глухоты, гипертонической и язвенной болезней. См. Децибел, Слух.
2. В теории связи, психофизике и инженерной психологии термин Ш. применяется в значении «помеха» и противопоставляется понятиям «сообщение» или «полезный сигнал». См. Белый шум, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала.

Энциклопедия
231
10.08.2014
izwjagin
0

Шаг Геффдинга

Определение: процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его опознанию; назван по имени датского философа Г. Геффдинга, подчеркнувшего, что объект вызывает ассоциации не сам по себе, а только через контакт его образа со следами памяти. (А. И. Назаров.)

Энциклопедия
265
10.08.2014
izwjagin
0

Чувствительность

Определение: 1. В сравнительной психологии и зоопсихологии, под Ч. понимается способность к элементарной форме психического отражения — ощущению. Именно с Ч., согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, начинается развитие психики в филогенезе. В отличие от раздражимости в понятии «Ч.» используется критерий сигнальности: Ч. — отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Ч. позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения Ч. требуются специальные органы (рецепторы), которые реагируют на биологически незначимые воздействия; существо, лишенное таких органов, должно утрачивать всякие реакции (в т. ч. метаболические) на сигнальные раздражители. Благодаря Ч. возникают такие поведенческие эффекты, как опережающая реакция (реакция на событие, которое еще не наступило) и непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически нейтральных раздражителей. (Б. М.)
2. В классической психофизике, Ч. — это величина, обратная порогу. Как и пороги, Ч. м. б. абсолютной, разностной (дифференциальной) и т. д.
Психофизические теории, отрицающие пороговый принцип работы сенсорных систем (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда), используют в качестве меры Ч. не порог, а некоторые др. показатели (см. Коэффициент d', Порог сенсорный, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала).
3. Ч. (в биологическом смысле) — способность живого организма «воспринимать» адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле — способность органов чувств и анализаторов реагировать на появление раздражителя или его изменение.
Различают абсолютную и дифференциальную Ч. 1-ю понимают как способность к «восприятию» раздражителей минимальной величины (обнаружение); 2-ю — как способность к «восприятию» изменений раздражителя или различению близких раздражителей. (К. В. Бардин.)

Энциклопедия
242
10.08.2014
izwjagin
0

Циркулярные реакции

Определение: термин Д. Болдуина, означающий повторение ребенком реакций, результат которых открыт им случайно. Син. круговые реакции. Ж. Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р. Первичные Ц. р. — повторение действия ради самого действия — возникают на 2-й стадии развития сенсомоторного интеллекта (2-4 мес) и ведут к формированию первых навыков.
Вторичные Ц. р. — повторение действия ради получения интересного результата — возникают на 3-й стадии развития сенсомоторного интеллекта и знаменуют собой начало становления интеллекта, т. е. возникновение дифференциации цели (результата) и средства (самого действия) для ее достижения. Некоторые исследователи (напр., Д. Берлайн) рассматривают вторичные Ц. р. как наиболее ранние формы ориентировочно-исследовательского поведения ребенка.
Третичные Ц. р. появляются на 5-й стадии развития сенсомоторного интеллекта. Повторяя действие, ребенок изменяет его, чтобы проследить, к каким результатам оно ведет. Так возникают схемы действия и формируются новые средства для достижения цели, расширяются возможности ориентирования ребенка. В его поведении появляются зачатки экспериментирования (см. Наглядно-действенное мышление). (Л. Ф. Обухова.)

Энциклопедия
357
10.08.2014
izwjagin
0

Центральное зрение

Определение: зрение с помощью фовеальной и парафовеальной части сетчатки глаза. Син. фовеальное зрение. Участок сетчатки, расположенный в центре желтого пятна, называется центральной ямкой (fovea centralis); его диаметр составляет ок. 1,7°. Ц. з. обеспечивает максимальную остроту зрения и цветоразличительную чувствительность. Поэтому при рассматривании к.-л. предмета глаза человека рефлекторно устанавливаются т. о., что изображение этого предмета (или его часть) проецируется на фовеа. См. Движения глаз, Зрение, Периферическое зрение. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
236
10.08.2014
izwjagin
0

Целостность восприятия

Определение: свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).
Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт-психологами — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.
Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Энциклопедия
241
10.08.2014
izwjagin
0

Цветоощущение

Определение: способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное качество — хроматичность (или «цветность»). Син. цветовое ощущение, ощущение цвета. Целостность Ц. определяется законом цветового смешения, смысл которого в том, что какой бы ни был физический состав светового излучения (простой, монохроматический, или сложный, составленный из многих длин волн) Ц. будет качественно однородным так, что в общем случае невозможно по цвету определить состав электромагнитных волн излучения. Хроматичность каждого цвета характеризуется 2 цветовыми качествами — цветовым тоном и насыщенностью. Цветовым тоном называется такая особенность цвета, которая в языке обозначается словами «красный», «синий», «желтый», «пурпурный», «зеленый» и т. д. Цветовой тон простого, монохроматического излучения прямо связан с длиной волны в спектральном ряду. У сложного излучения цветовой тон зависит от комбинации длин волн, однако эта зависимость неоднозначная, и выражается специальными формулами в межд. системе спецификации цвета МКО-31 и МКО-64.
Цветовой насыщенностью называется степень выраженности цветового тона в данном цвете по сравнению с полностью ахроматическим — белым или серым цветом. Чем более отличается данный цвет от белого, тем больше его насыщенность и тем меньше его белизна, и наоборот. Белизна цвета, т. о., это качество цвета, обратное насыщенности. См. Законы смешения цветов. (Ч. А. Измайлов.)

Энциклопедия
260
10.08.2014
izwjagin
0

Цветовое тело

Определение: пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения цветов, причем мерность пространства обычно бывает равна 3 — числу субъективных характеристик цвета (тон, светлота, насыщенность). Известны самые различные Ц. т. — от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО-31 принято векторное пространство, заключенное между 3 косоугольными осями координат (X, Y, Z) и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат (в этой точке представлен черный цвет). Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурным, полученным при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов подчиняется принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета. См. также Аддитивное смешение цветов, Цветоощущение. (Ч. А. Измайлов.)

Энциклопедия
247
10.08.2014
izwjagin
0

Цветовое зрение

Определение: зрительная способность, связанная с анализом электромагнитного излучения (в спектральном диапазоне 400-700 нм) специализированным сенсорным механизмом — цветовым анализатором. У большинства живых организмов зрение анализирует только 2 физические характеристики излучения: спектральный состав и интенсивность, но зрение некоторых животных может анализировать и др. характеристики излучения (напр., поляризацию света). Спектральный состав излучения преобразуется Ц. з. в цветоощущение, а интенсивность — в ощущение светлоты (субъективной яркости). Функционально Ц. з. осуществляется в 3 этапа. На 1-м этапе фоторецепторы и нервные клетки сетчатки преобразуют энергию излучения в электрические импульсы, которые кодируют информацию о спектральном составе и интенсивности излучения. На 2-м этапе эта информация преобразуется в коды 2 цветооппонентных каналов, которые формируют основную хроматическую составляющую цвета — цветовой тон, и в коды 2-х неоппонентных каналов, которые формируют ахроматическую составляющую цвета. Эта информация через нейроны латерального коленчатого тела поступает к нейронам зрительной коры, где ахроматический и хроматический коды преобразуются уже в 3 базисные сенсорные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлоту.
Ц. з. разделяют на 3 типа — трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое — в зависимости от наличия 3, 2 или 1 типа фотопигментов (колбочек) в сетчатке. Два первых типа подразделяются далее каждый на 3 класса: протаномалы, дейтероаномалы, тританомалы; протанопы, дейтеранопы, тританопы. Некоторые авторы выделяют еще один класс дихроматов — тетартанопы. У людей наиболее часто встречаются дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) — 6-7 % мужчин и 0,5-0,6 % женщин, реже протаны (протанопы и протаномалы) 2-3 % мужчин и 0,05 % женщин, и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы). Среди животных, причем на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого. См. Ахроматическое зрение, Дейтеранопия, Протанопия, Тританопия, Теории цветового зрения, Цвет, Цветовое восприятие. (Ч. А. Измайлов.)

Энциклопедия
361
10.08.2014
izwjagin
0

Цветовое восприятие

Определение: зрительное восприятие предметных цветов, т. е. хроматичности объектов, характеризующихся не просто спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями и многими др. перцептивными качествами. В отличие от цветоощущения, которое характеризует зрительный образ, порождаемый в специальных лабораторных условиях (т. н. аппертурный цвет), Ц. в. характеризует цвет реального предмета, напр. цвет лимона, лежащего на тарелке. Восприятие цвета в этом случае зависит не только от излучения, попадающего в глаз от поверхности лимона, но и от излучения, отражающегося от поверхности тарелки, на которой находится лимон, от формы лимона, от фактуры его поверхности, и от знания, что это — реальный плод или муляж из папье-маше или воска и т. д. Син. цветовая перцепция, восприятие цвета. См. также Константность восприятия, Цветовое зрение. (Ч. А. Измайлов.)

Энциклопедия
235
10.08.2014
izwjagin
0

Цвета дополнительные

Определение: любые 2 цвета, которые при аддитивном смешении вызывают ощущение ахроматического цвета (белого или серого). Ц. д., напр., являются красный и голубовато-зеленый, синий и желтый и др. На цветовом круге Ц. д. располагаются на против. концах любого диаметра (см. Законы смешения цветов, Смешение цветов, Цветовое зрение).

Энциклопедия
242
10.08.2014
izwjagin
0

Цвет

Определение: Термин «Ц.» используется во многих областях знаний и в каждой из них определяется по-разному. Напр., физики используют слово «Ц.» для обозначения монохроматического (или узкополосного) излучения. (Ср.: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи», — писал С. И. Вавилов в книге «Глаз и солнце». — М., 1976.) В лако-красочной промышленности «Ц.» называется образец (обычно, бумажный) красителя из цветового атласа, для которого задана определенная процедура изготовления.
В психологии термин «Ц.» имеет 2 значения. В 1-м, психофизическом, значении имеется в виду зрительный образ, возникающий при воздействии на сетчатку световым излучением в диапазоне 400-700 нм (однородным во времени и пространстве) и характеризующийся только 3 субъективными качествами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Такой образ называется «аппертурным» Ц., он возникает только в специфических условиях наблюдения. В реальной жизни наиболее близок к аппертурному Ц. образ, возникающий при взгляде на Луну в темную ночь в открытом поле.
Во 2-м — общепсихологическом значении — имеется в виду Ц., который человек видит обычным зрением, не ограниченным специальными условиями наблюдения. Такой образ называется «предметным» Ц., он характеризуется значительно большим числом качеств, среди которых перцептивные (блескость, теплота, матовость и т. д.), эмоциональные (приятный, возбуждающий, спокойный и т. д.) и др. психологические качества. (Ч. А. Измайлов.)

Энциклопедия
231
10.08.2014
izwjagin
0